Боевой путь Екатерины Ивановны Зеленко. Подвиг

Екатерина Зеленко мечтала стать летчицей с детства. С 1930 года училась в Воронежском авиатехникуме. В эти годы по стране ходил лозунг: «Все комсомольцы – на самолеты». Для Екатерины это был единственный шанс на осуществление давнего желания. Зеленко записали в Воронежский аэроклуб. Среди сотни парней было всего несколько девчонок, и Кате приходилось постоянно доказывать, что она может не хуже парней выполнять летные нормативы. Для этого ей приходилось проявлять ловкость, силу и смелость, прыгать с парашютом, летать на самолётах лучше других. А в 1933 году в Воронежский аэроклуб прибыла комиссия для поиска кандидатов в военные летные училища. Катя Зеленко вместе с Ниной Русаковой сумела пройти строгий тест и была отправлена на дальнейшее обучение в военное авиационное училище имени Ворошилова под Оренбургом. В конце 1934 года Екатерина Ивановна с отличием окончила Оренбургское училище летчиков и летчиков-наблюдателей, в котором впоследствии будут учиться известные летчики, космонавты, включая Юрия Гагарина. Так Екатерина Зеленко стала одной из первых военных лётчиц-испытательниц Советского Союза. После учебы ее отправили в 19-ю легкую бомбардировочную авиабригаду, размещенную под Харьковом. Здесь она испытывала новые летательные аппараты и оборудование к ним. За последующие четыре года девушке довелось полетать на семи различных типах самолетов.

Герой Советского Союза Николай Каманин, один из первых командиров молодой летчицы, дал ей характеристику: «Хорошо развитые волевые качества. Решительна и энергична с хорошей личной подготовкой. Может передавать знания подчиненным. Освоила самолеты: Р-1; Р-5; Р-10; УТ-1; УТ-2; У-2. Заслуживает присвоения звания старший лейтенант».

Екатерина Зеленко была одним из первых кандидатов на участие в рискованном эксперименте по нахождению предела высоты при полете без кислородного прибора. В качестве обоснования она написала: «выносливая, не устающая от перегрузок и призёр Харьковского военного округа по метанию молота». Однако вскоре исследования были закрыты. Было принято решение создавать новые самолеты и безотказную кислородную аппаратуру.

Вскоре Екатерина Ивановна написала рапорт об отправке на Карельский перешеек на советско-финскую войну. Зимой 1939-1940 гг. летчица впервые приняла участие в боевых действиях. Вокруг шла война, а Катя писала сестре в Воронеж: «Сонечка, я в порядке! Какие же тут красивые места! Словами передать невозможно. Будь я поэтом, обязательно стихи бы написала. Леса да леса, без конца и без краю, а еще озёра и снег, очень много снегу. Если бы не война... Мне приходиться белофинским бандитам возить «ворошиловские килограммы». Милые гостинцы, как думаешь? А еще я стала заядлой парашютисткой. Как видишь, Сонечка, недаром с хлева сигала с зонтиком!». Екатерина Зеленко летала в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиаполка 8-й армии. На самолёте Р-Z она совершила восемь вылетов. Из найденных документов следует: «На боевые задания Зеленко летает с большой охотой, хладнокровна и расчётлива, ориентируется в сложной обстановке и плохих метеоусловиях. Задание выполняет отлично, не теряется, будучи обстрелянная зенитной артиллерией. Доставляемые разведывательные данные отличаются точностью в пределах объёма и срока задания, а также дополняются ценными сведениями, добытыми с разумной инициативой». За уничтожение склада с боеприпасами и артиллерийской батареи финнов Екатерина Ивановна Зеленко была удостоена ордена Красного Знамени. Екатерина Ивановна была единственной летчицей, сражавшейся в этой войне.

После финской войны Екатерина Зеленко вернулась в 19-ю авиационную бригаду, относящуюся к Харьковскому военному округу. В мае 1940 года ее назначили командиром авиазвена. Вскоре пришли новые бомбардировщики Су-2. Полученные в авиатехникуме знания помогли ей быстро разобраться в конструкции новых летательных аппаратов. Она лично участвовала в их испытаниях. С октября 1940 по май 1941 гг. в должности летчика-инструктора приняла участие в переучивании командного состава ряда авиационных полков ВВС СССР

С первых дней Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко сражалась в действующей армии. Она была назначена заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го легкобомбардировочного полка, относящегося к 16-й смешанной авиадивизии. Первый ее боевой вылет состоялся 5 июля 1941 года. Летала она на легком, одномоторном бомбардировщике ближнего действия Су-2, который в начале войны применялся как штурмовик, разведчик, истребитель. «Бомберам» приходилось летать одним. Чтобы спастись летчики выстраивали самолеты плотнее друг к другу, защищая товарищей своим огнём. К этому времени на бортах Су-2 стали добавлять шестой пулемёт Дегтярева, размещая его в самом хвосте. Штурман отстреливался из него от противников, пытающихся достать машину сзади и снизу. В июле 1941 года бомбардировочный полк, в котором служила Екатерина, базировался возле Полтавы. В один из дней летчики получили приказ разбомбить колонну немецких автомашин и танков, следовавшую по шоссе. Два звена бомбардировщиков Су-2 под руководством старшего лейтенанта Зеленко выполнили задание. Отряд вернулся на аэродром без потерь. Фотоконтроль засвидетельствовал, что пострадало более сорока немецких танков, два десятка автомашин с пехотой и боеприпасами. Из штаба фронта пришла радиограмма, в которой объявлялась благодарность всем летчикам, принимавшим участие в этом задании. Несколько дней спустя группа самолётов, возглавляемая Зеленко, нанесла ощутимый урон вражеским войскам в районе Быхова. За три неполных месяца нахождения на передовой Екатерина Зеленко успела совершить около сорока боевых вылетов. Ее основными задачами в воздухе было нанесение бомбовых ударов по скоплениям фашистских сил и выполнение разведывательных операций. Она участвовала в двенадцати воздушных боях с немецкими асами. Командование собиралось представить летчицу к высокой награде.

12 сентября Екатерина Зеленко уже совершила два боевых вылета. Ее самолет был поврежден и требовал ремонта. В штаб авиаполка поступали сообщения о прорыве фронта крупной танковой колонной противника. Пилот Зеленко срочно вылетела в сороковой боевой полет, из которого она уже не вернулась. В воздушном неравном бою против 7 самолетов противника Екатерина Зеленко сбила 2 самолёта, один – пулеметом, второй таранила. Е. И. Зеленко погибла. В истории мировой авиации это был первый случай воздушного тарана, совершенного летчицей (женщиной). В ноябре 1941 года Екатерину Зеленко наградили орденом Ленина посмертно.

В 1943 году, после освобождения Сумской области, в местный военкомат передали комсомольский билет, принадлежавший Екатерине Зеленко. По словам очевидцев, лётчица, протаранила фашистский самолёт над селом Анастасьевка в сентябре 1941 года. Девушку похоронили в центре села. После окончания войны об отважной летчице узнали во всей стране. Ее именем назвали улицы в ряде городов, школы. В Анастасьевке был установлен обелиск Екатерине Зеленко, в селе Берестовка, находящегося рядом с аэродромом, с которого отважная летчица улетела в вечность - памятник. Малая планета Солнечной системы носит имя «Катюша».

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов 5 мая 1990 года указом Президента СССР Екатерине Ивановне Зеленко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

«Лётчик высочайшего класса! Она была рождена для авиации, как птица для полёта!»
(Генерал-лейтенант авиации и Герой Советского Союза Анатолий Иванович Пушкин).
Биография Героя
Подвиг
Увековечение памяти
Литература, интернет-сайты
История улицы

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru