Боевой путь Владимира Сергеевича Серегина. Подвиг

В 1940 году, сразу после окончания школы, Владимир Серёгин добровольцем ушёл в Красную армию и был направлен учиться в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Три года учёбы во время начавшейся Великой Отечественной войны курсанту-отличнику показались слишком длинными. Не окончив обучения, он начал рваться на фронт: хотелось как можно скорее самому вступить в схватку с врагом. К этому призывали юношу и отцовские письма, приходившие с передовой. Владимир писал рапорты с просьбой отправить его на фронт, но каждый раз получал отказ. Ему отвечали, что фронту нужны технически грамотные, хорошо подготовленные лётчики.

Наконец, по окончании лётной школы, его мечта сбывается. В октябре 1943 года лейтенант Серёгин прибывает на 3-й Украинский фронт и вливается в ряды воздушных бойцов 672-го штурмового авиаполка 306-й штурмовой авиационной дивизии. С первых же боевых вылетов на штурмовку вражеских объектов и уничтожение живой силы противника молодой лётчик, обладая отличной штурманской подготовкой, в любую погоду точно выходил на цель и наносил большой урон противнику. Не прошло и месяца, как Владимир Серёгин стал старшим лётчиком авиационного полка. Штурмовая авиация занималась уничтожением противника на поле боя и нанесением бомбово-штурмовых ударов по наземным объектам. В основном штурмовики летали на малой высоте или на бреющем полёте в целях замаскированного подхода и внезапного нападения на объект. Лейтенант Серёгин летал на низковысотном самолёте Ил-2, водил в бой группы от 4 до 8 самолётов. За время своего участия в боевых действиях он прошёл трудный, но победный путь в составе 672-го штурмового авиаполка 306-й штурмовой авиационной дивизии 10-го штурмового авиационного корпуса 17-й Воздушной армии.

Неоценим вклад штурмовой авиации в освобождение Европы от фашизма. Находясь на территории Югославии, в сентябре 1944 года части корпуса, в составе которого воевал Серёгин, дезорганизовывали железнодорожные и автомобильные перевозки врага, уничтожали его живую силу и боевую технику на марше и в районах сосредоточения, совершали налёты на аэродромы. Поддерживаемые лётчиками корпуса, советские войска совместно с частями Народно-освободительной армии Югославии и болгарской армии разгромили основные силы противника. С 14 октября части корпуса прикрывали советские войска, штурмующие Белград, последние залпы на улицах которого отгремели 20 октября 1944 г. Подводя итоги боев за столицу Югославии, командование наземных войск высоко оценило действия авиации. И оценка эта была вполне заслуженной. Только 10-й штурмовой авиационный корпус за время Белградской операции произвел 1949 боевых самолёто-вылетов.

Далее 17-я Воздушная армия была переброшена на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. 19 ноября 1944 г. группа из 8 самолётов Ил-2, ведомая лейтенантом Серёгиным, нанесла бомбардировочно-штурмовой удар по бронепоезду на железнодорожной станции Змаевад. Своим огнём бронепоезд препятствовал продвижению наших войск. Несмотря на ураганный огонь вражеской зенитной артиллерии, группа пробилась к цели. Искусно маневрируя и точно прицеливаясь, Серёгин прямым попадание поразил бронепоезд. Во втором заходе он меткими очередями из пушек и пулемётов он подавил огонь вражеских зенитных батарей, принудив фашистов разбежаться.

20 ноября 1944 г. после мощной артиллерийской и авиационной подготовки наши наземные войска перешли в наступление и при поддержке авиации 17-й Воздушной армии углубились в оборону противника. Фашисты предпринимали отчаянные попытки остановить продвижение советских войск. Большие группы Ил-2, действуя с малых высот и с бреющего полета, наносили удары по контратакующим танкам, пехоте и резервам противника. Не ослабевала борьба и с врагом и в воздухе.

22 ноября 1944 г. группа самолётов Ил-2 во главе с Серёгиным нанесла бомбово-штурмовой удар по артпозициям противника на окраине населённого пункта Тополе. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, группа вышла точно на цель и метко сброшенными бомбами в два захода уничтожила батарею полевой артиллерии фашистов. В одном из заходов Серёгин заметил скопление автомашин в посадке на окраине деревни. Он произвёл ещё 4 захода, после чего 5 автомашин противника запылали факелами.

22 декабря 1944 г., выполняя боевое задание, шестерка «Илов» во главе с лейтенантом Серёгиным атаковала танки и автомашины врага на дороге Шеркерестеш — Шеред. Точно выйдя на цель, «Илы» в первый заход обрушили свой бомбовый удар на немецкие «тигры». Прямым попаданием 2 вражеских танка были уничтожены, остальные повреждены и выведены из строя. Во время второго захода, когда самолёты расстреливали автомашины и живую силу, наши «Илы» были атакованы четырьмя немецкими самолётами FW-190 («фокке-вульфами»). Серёгин заметил, что ведомому им лётчику угрожает опасность, бросился к нему на выручку и несколькими длинными очередями из пушек и пулемётов отсёк фашистского стервятника от хвоста самолёта товарища. Благодаря взаимной выручке и отличной слётанности группа Серёгина отлично выполнила задание и без потерь вернулась на свой аэродром.

6 января 1945 г. группа из шести самолётов Ил-2, ведомая Серёгиным, нанесла бомбово-штурмовой удар по скоплению танков и автомашин в населённом пункте Байот. Немцы рвались в Будапешт. Лётчики, не считаясь с усталостью и напряжением, били врага с воздуха. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и противодействие истребителей противника, группа вышла на цель. При подходе к цели из облаков «вывалились» два немецких самолёта Ме-109. Советские истребители прикрытия отогнали их. Серёгин продолжал хладнокровно работать над целью. Три захода было сделано в условиях сильного огня зенитной артиллерии и крутящихся, как коршунов, двух Ме-109. Уничтожив 2 танка и 4 автомашины, группа без потерь вернулась на аэродром.

20 января 1945 г. группа из шести самолётов Ил-2 во главе с Серёгиным нанесла удар по скоплению танков в районе железнодорожной станции Бергенд. Немцы рвались с юга к своей окружённой группировке в Будапеште. Несмотря на ураганный огонь зенитной артиллерии фашистов, наши лётчики бились, не зная страха и усталости, понимая важность поставленных перед ними задач. Советские самолёты прикрытия Ла-5 не подпустили к группе «Илов» фашистских истребителей, и группа Серёгина точно вышла на цель. Метко сброшенными противотанковыми авабомбами лётчики зажгли 3 немецких танка и без потерь вернулись на аэродром.

26 января продвижение врага было приостановлено. Враг продолжал оказывать упорное сопротивление, однако остановить наступление советских войск он не мог. 29 января 1945 г. танки и пехота противника контратаковали наши войска. Группа из шести самолётов Ил-2 во главе с Серёгиным нанесла бомбардировочно- штурмовой удар по танкам и живой силе противника в районе Секешфехервара. После первой атаки два фашистских танка запылали. Сделав ещё три захода и расстреливая из пушек и пулемётов немецких солдат, лётчики уничтожили до 20 человек пехоты противника, сорвали атаку врага и получили благодарность от нашего наземного командования.

После завершения Будапештской операции 10-й штурмовой авиационный корпус принимал участие в последней в Великой Отечественной войне оборонительной операции советских войск, которая получила название Балатонской. При штурмовке скоплений техники противника у озера Балатон Владимир Серёгин выдержал бой с 6 немецкими самолётами FW-190. Будучи раненым, на изрешечённом самолёте дотянул до аэродрома, где совершил посадку на одно шасси. Сбил в этом бою один истребитель.

После освобождения Венгрии боевые действия были перенесены на территорию Австрии. С двадцатых чисел марта наша авиация поддерживала советские войска, наступающие на Вену, которая была полностью очищена от гитлеровцев 13 апреля 1945 г. Остатки немецко-фашистских войск, бросив технику, бежали на север. Авиация беспрерывно преследовала отступающего врага, нанося ему удар за ударом. Утром 27 апреля войска фронта возобновили наступление в западном направлении с целью уничтожения и пленения фашистских войск. Лётчики 10-го штурмового авиационного корпуса активно поддерживали наземные войска: своими налётами они сеяли панику в стане деморализованного врага, принуждая его сдаваться в плен.

До последнего дня войны, до великой Победы 10-й штурмовой авиационный корпус, в составе которого сражался Владимир Серёгин, не прекращал напряженной работы по уничтожению фашистской нечисти. Во всех проводимых операциях Серёгин принимал непосредственное участие. Слава о нём гремела по всей 17-й Воздушной армии. Будучи ещё совсем молодым военным лётчиком, Владимир Серёгин выполнил огромное количество боевых заданий, получив 15 благодарностей от командования. Он воевал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, совершил140 вылетов боевого значения со штурмом вражеских войск, 50 разведывательных вылетов с фотографированием объектов противника, провёл в воздухе 19 боёв.

В представлении к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза - говорится: «Тов. Серёгин на самолете Ил-2 произвел 140 бомбардировочно-штурмовых вылетов, нанося врагу большой урон в технике и живой силе. В совершенстве владея самолетом Ил-2, обладая высокой техникой пилотирования и отличной штурманской подготовкой, он всегда точно выходит на цель и эффективно поражает её. Более 50 раз он ходил на разведку и фотографирование важных объектов, защищенных сильным зенитным огнем, истребителями противника, и всегда представлял командованию ценные сведения о передвижении вражеских войск и системах укреплений противника. Более 40 раз водил группы от 4 до 8 самолётов на штурмовку техники и живой силы врага, тактически грамотно атакуя цель, учитывая противодействие зенитной артиллерии и истребителей противника. Благодаря высокому мастерству и опыту ведения воздушного боя на самолёте Ил-2, он провел 19 воздушных боев с истребителями противника и всегда выходил победителем».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лётчику 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 10-го штурмового авиационного полка лейтенанту Серёгину Владимиру Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4990).

После окончания Великой Отечественной войны Владимир Серёгин остался служить в ВВС СССР. В 1953 году он окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, и, в соответствии с его желанием, был направлен в испытательный институт ВВС. На самом трудном и опасном месте - в испытательной авиации - им была проведена огромная работа. Он освоил реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. Лётчик-инженер, обладавший боевым опытом и солидными научно-теоретическими знаниями, был способен проводить в воздухе испытания машин любой сложности, поэтому именно ему было поручено впервые поднять в воздух один из новейших сверхзвуковых самолетов — истребитель-бомбардировщик. Этот полёт вошел в историю испытаний как пример высочайшего мужества и самообладания, молниеносной реакции летчика. Через две минуты после первого взлёта новой машины у самолёта произошло разрушение рулей управления. С риском для жизни, отказавшись от катапультирования, Владимир Серегин сумел посадить и спасти сверхзвуковой самолет, тем самым дав возможность конструкторам найти причины поломки и обеспечить надёжность боевой машины в дальнейшем. Являясь ведущим лётчиком-испытателем «МиГ-15», Серёгин не раз при совершении испытательных полётов попадал в сложные ситуации, но каждый раз справлялся с поставленной задачей.

С марта 1967 года Владимир Серёгин был командиром полка, занимавшегося лётной тренировкой космонавтов, при Центре подготовки космонавтов ВВС в Звёздном городке. В марте 1968 года после защиты дипломной работы в академии им. Жуковского и длительного перерыва в полётах к лётной практике приступил первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин. Практика состояла из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочном истребителе с двойным управлением). Перед самостоятельными вылетами Гагарину оставалось совершить два последних контрольных полёта с лётчиком-инструктором, командиром полка Владимиром Серёгиным. Опытнейший лётчик Серёгин поднимался в воздух каждую смену, прекрасно летал по приборам. Все знали, насколько собранным и ответственным был командир полка. Лётчик-испытатель 1 класса, инженер-полковник Владимир Серёгин в полёте не допускал ошибок. Он нёс ответственность за своих лётчиков и прекрасно понимал, с кем летит. Гагарин и Серёгин были друзьями.

Утром 27 марта 1968 года в 10 часов 18 минут на учебном самолёте МиГ-15УТИ Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в городе Щёлково Московской области. На момент взлёта условия видимости были нормальными, а высота нижней границы облаков составляла 900 м над земной поверхностью. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10 часов 31 минуту Гагарин сообщил на землю об окончании задания и запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски. Через 3 часа одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области. На месте авиакатастрофы были обнаружены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, личные вещи пилотов. В СССР был объявлен общенациональный траур. 28 марта состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Урны с прахом погибших были захоронены в некрополе у Кремлёвской стены. Официальные выводы Государственной комиссии, созданной для расследования причин катастрофы, были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб. К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос выводы госкомиссии были полностью рассекречены полностью. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным архива президента РФ, являлся резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Множество неофициальных версий причин авиакатастрофы существует до сих пор.

Награды:

Два ордена Красного Знамени;

Орден Отечественной войны 1-й степени;

Орден Отечественной войны 2-й степени;

Четыре ордена Красной Звезды;

Медали.
Биография Героя
Подвиг
Увековечение памяти
Литература, интернет-сайты
История улицы

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru