Боевой путь Владимира Михайловича Бочарова. Подвиг

Герой Советского Союза, первый из курян, Владимир Михайлович Бочаров, командир авиационного отряда в войсках республиканской Испании, капитан, начал службу в РККА с 1928 года. В 1928 году поступил в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников, затем был переведен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в Оренбурге, которую окончил в 1931 году. С 1931 по 1933 годы служил в 7-й истребительной авиационной эскадрильи младшим лётчиком, с 1933 по 1934 годы - старшим лётчиком, а затем был флагманским штурманом 106-й истребительной авиационной эскадрильи. В звании старшего лейтенанта командовал отрядом 40-й эскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. В учебных воздушных боях В. М. Бочаров проявлял необыкновенное упорство и волю к победе. Вместе с лучшими лётчиками дважды в год, 1 мая и 7 ноября, его посылали в Москву для участия в воздушном параде над Красной площадью. В 1936 году за успехи в боевой, политической и технической подготовке, за отличное освоение новой авиационной техники награждён орденом Красной Звезды ( 25.05.1936 ).

С ноября 1936 года участник боевых действий в Испании (под псевдонимом "Хосе Галарс") в должности командира истребительного авиаотряда в составе группы советских летчиков под командованием капитана Тархова. Совершил 4 боевых вылета на истребителе И-16, провёл 1 воздушный бой

10 ноября 1936 года на аэродром Алькала из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Весть о прибытии пополнения подняла настроение, а такой необычный для своего времени самолет вызвал интерес у многих. Бочаров, поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже летчики эскадрильи И-15, видевшие как летают на этом самолете на родине, видели такой пилотаж впервые.

Генерал-майор авиации Кондрат рассказывал: «Володя Бочаров, - виртуоз… Полковник Хулио - сдержанный, невозмутимый Пумпур, закончив короткий рассказ о новом советском истребителе, поискал глазами кого-то, поманил рукой. От группы наших ребят отошел летчик, на ходу надев шлем… — Хосе Галарс. Пумпур знал, кому доверить полет: Бочаров служил в той же прославленной Витебской авиабригаде, откуда были и Смушкевич, и сам он, Пумпур… Володя легко, с подчеркнутым шиком сел в кабину, бросил очки со лба на глаза… Я тоже летал на И-16, но теперь мне казалось, что у Бочарова он и разбегается как-то быстрее, и оторвался от земли раньше обычного. Оторвался - и сразу круто пошел вверх. Я, было, подумал, что мотору не вытянуть. Но мотор вытянул. Бочаров положил самолет на крыло, по спирали забирая все выше и выше. Сделал несколько фигур, и все у него выходили изящно и стремительно. Но вот он вдруг низвергся в крутом пике вниз. Пора выходить, давно пора, а он тянет… «ишачок» почти у самой земли выпрямил полет, что называется, постриг аэродромную траву - и вновь понесся по дуге в набор, на этот раз, едва не касаясь крылом земли... Когда Бочаров подрулил и спрыгнул на землю, бросились обнимать его... Хосе стоял, сняв шлем, смущенно отбиваясь от похвал:— Да ну что вы, пустяки... Дерзко, смело летал и полковник Хулио - Пумпур, виртуозно водил машину Пабло Паланкар - Рычагов, много других талантливых летчиков приехали в Испанию, но Хосе - Володя Бочаров был недосягаем. Он мне сразу понравился еще и своей необыкновенной скромностью. Вытер потное лицо, отошел и сел под оливой, словно вовсе не он только что заставил дрогнуть сердца тоже далеко не новичков в авиации. Я подошел, присел рядом.— Силен ты, черт! Боязно было за тебя.— Да чего там, — отмахнулся он. Разговорились. Оказалось, наши пути пересекались. В небе и на земле. Не так давно, когда был, как его называли, первый скоростной первомайский авиационный парад. Демонстрировались новые истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Парад прошел безукоризненно. Вечером его участников пригласили в Кремль… Володя молчит. Неожиданно застенчивая улыбка трогает его задумчивые глаза.— Орден я ведь тогда получил.— А мне Ворошилов именной патефон вручил.— Да... — после долгой паузы грустно выдохнул Володя. — Кажется, все так давно было. И так далеко».

13 ноября 1936 года на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолетов: 5 «юнкерсов» и 3 Не.46 под прикрытием эскадрильи 12 Не.51 и 6 «фиатов». На перехват поднялись 12 И-15 во главе с Рычаговым и 12 И-16 во главе с Тарховым. Константин Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на мадридском фронте. В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас»… Советские летчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие летчики из группы прикрытия, остававшиеся незамеченными, атаковали советские истребители…

Иван Кравченко, левый ведомый Владимира Бочарова, вспоминал: «В последний миг, заметив опасность, Бочаров резко бросает свою машину в крутое пикирование с левым разворотом и, едва не задев крыло моего самолета, уходит вниз, под облака. Мы с Костей Дубковым – оба его ведомые – одновременно, с удивительной синхронностью, также устремляемся в пикирование, и пробив облака, начинаем искать своего командира». Так и не обнаружив Владимира ни в воздухе, ни на земле, ведомые в мрачном настроении отправились на аэродром. Как стало известно позднее, очереди вражеских истребителей все-таки попали в истребитель Бочарова, а сам он, раненный, нашел в себе силы вне аэродрома, мастерски, на шасси, посадить самолет. Все было сделано правильно за исключением одной, роковой, ошибки – он сел на вражескую территорию. Раненый советский летчик попал в плен и был зверски замучен мятежниками.

В.М. Бочаров был похоронен в братской могиле в районе Мадрида (Испания).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года командиру авиационного отряда в войсках республиканской Испании капитану Бочарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Биография Героя
Подвиг
Увековечение памяти
Литература, интернет-сайты
История улицы

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru