|
Творчество Валентина Владимировича ОвечкинаТворческий путь Валентина Овечкина начался с работы корреспондентом. Он ездил по югу России, писал о проблемах деревни и колхозного строительства. В конце 20-х годов XX века появляются первые корреспонденции Овечкина в таганрогской газете «Красное знамя» («Таганрогская правда») и в ростовской газете «Советский пахарь» («Колхозная правда»). В 1929 в газете «Беднота» Овечкин опубликовал первый рассказ «Савельев» за подписью Валентин Буревой. Во время Великой Отечественной войны работал в армейских и фронтовых газетах («Боевая Крымская», «Сын отечества»). Наиболее полно военные впечатления писателя отразились в повести «С фронтовым приветом» (1945). Разделяя уверенность многих своих современников в том, что война «смоет» изъяны прошедших лет, после демобилизации с азартом отдался «черновой» журналистской работе (газета «Правда Украины», 1944–1945), критикуя гибельный административно-командный стиль руководства селом, лень, бесхозяйственность и некомпетентность местных властей. Выявлению и высмеиванию этих пороков посвящено и послевоенное художественное творчество Овечкина. Вернувшись в 1946 в Таганрог, он пишет пьесу «Бабье лето» (1947) о послевоенной украинской деревне. Через год, желая приблизиться к своей основной теме, переселяется в город Льгов – районный центр Курской области. Здесь работает над принесшей ему признание публики пьесой «Настя Колосова» (1-я ред. 1949; 2-я ред. 1950), где затрагивает, в противовес официально поощряемой в те годы «лакировке» действительности, острую проблему показных успехов, «очковтирательства» в колхозах и сокрытия просчетов и провалов многих руководителей хозяйств. Всесоюзная слава пришла к писателю после цикла из пяти очерков, связанных общностью темы и действующих лиц, «Районные будни» 1952–1956 («Районные будни», «На переднем крае», «В том же районе», «Своими руками», «Трудная весна»). Эта «деловая» проза, основанная на факте, реальном событии (хотя иногда и с вымышленными персонажами и сюжетом), впервые в современной отечественной литературе сделала экономические, социальные и внутриполитические темы предметом глубокого эстетического переживания, явлением «большой» литературы, способствующей постижению актуальных психологических и экзистенциальных проблем. Вызванное коренными сдвигами в общественном сознании, связанными с преодолением «культа личности» Сталина и обусловленных им симптомов деградации советского социализма, это произведение получило широчайший резонанс в самых разных слоях читающей публики и знаменовало собой, наряду с аналогичными произведениями Г. Н.Троепольского, В. Ф.Тендрякова и Е. Дороша, начало развития целой линии в современной русской литературе – фактографически-обличительной, строгой, лишенной внешних эффектов, размышляющей очерковой прозы. При этом катастрофическое положение советского крестьянина (неоплачиваемые «трудодни», беспаспортность и фактически крепостная зависимость от колхозных властей) экстраполировалось писателем и на другие сферы жизни в тоталитарном государстве, приобретая тем самым характер масштабного социально- критического анализа. При этом Овечкин не был противником советского строя, видя главного врага в тех, кто его извращает, – в бюрократах с их непреложными заповедями (не выбирать заместителей умнее себя, побольше запрещать и т. п.). Персонифицировав наиболее характерные черты такого деятеля в образе чиновника достаточно высокого ранга – 1-го секретаря райкома КПСС (что само по себе было по тем временам немалой дерзостью) Борзова. Овечкин дал на несколько десятилетий жизнь нарицательному понятию «борзовщина». «Отрицательному» и черствому функционеру противостоит «положительный» и «душевный» 2-й секретарь райкома Мартынов, который думает не столько о планах хлебозаготовок, сколько о крестьянах, и тем самым сводит задачу изменения системы к вопросу о смене лиц внутри нее («Есть гениальный секретарь райкома, есть гениальный председатель колхоза – дело пойдет на лад», – писал Овечкин в 1953 году А. Т. Твардовскому). В последней части цикла, однако, встает вопрос о необходимости системных перемен, принципиальной демократизации общества как условии его процветания («...люди хотят шире управлять своей страной...»). Своеобразным, хотя и менее острым продолжением темы явились пьесы Овечкина «Навстречу ветру» (1958), «Летние дожди» (1959), «Время пожинать плоды» (1960) и «Пусть это сбудется» (1961). Основные произведения В. В. Овечкина |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек
города Курска
|