Творчество Александра Николаевича Радищева

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника («Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего»). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду «Вольность», воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в «Житии Ф.В. Ушакова». Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев обзавелся домашней типографией и в 1790 напечатал в ней свое главное произведение - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Книга обратила на себя внимание Екатерины II, которая написала на полях: «Бунтовщик, хуже Пугачева», автор был арестован и сослан в Сибирь, книга конфискована и до 1905 распространялась в списках.

В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав «Путешествия из Петербурга в Москву», чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с «низов», именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит «паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз».

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение \"сельским Нимфам\" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Основные произведения
Ода «Вольность» 1783
«Путешествие из Петербурга в Москву» 1790
«Житие Федора Васильевича Ушакова» (автобиографическая повесть)1787
Юридические сочинения: «О законоположении»
«Проект гражданского уложения»
«Проект для разделения уложения Российского»
Философские работы: «Слово о Ломоносове» 1780
«О человеке, о его смертности и бессмертии» 1792-1796

Экранизации
«Любимые страницы» (1971, литературная композиция Театра им. Моссовета)
Про Радищева:
«Дворцовые тайны» (канал «Культура»): «Последствия одного путешествия. Екатерина Великая и Александр Радищев» (документальный фильм)
«После смерти» (2009, ОАО «ТРК «Петербург»)

Высказывания, цитаты и афоризмы Радищевa
• Из мучительства рождается вольность. Из вольности — рабство.
• Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
• Священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, они подстригали ему крылия. да не обратит полет свой к величию и свободе.
• Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые.
• Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
• Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.


Биография А.Н. Радищева
Литература, интернет-сайты
История улицы Радищева

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru