Творчество Николая Александровича Добролюбова

Добролюбов был основоположником реальной критики. Вошел в историю общественной мысли и литературы как один из виднейших участников революционно-демократического движения. Его критические статьи и рецензии имели не только чисто литературное значение. Они служили ответами на вопросы, выдвигаемые жизнью, были формой идеологической борьбы, воспитывали в молодых читателях борцов за революционное преобразование действительности. Реальная критика давала возможность публицистического исследования действительности, вела к осмыслению и социальному анализу изображенных в литературе общественных явлений, «к рассуждениям,— как писал критик,— о той среде, о жизни, о той эпохе, которая вызвала в писателе то или другое произведение».

Будучи материалистом, Добролюбов вслед за Чернышевским исходил из положения, что действительность всегда выше искусства и что от художественного произведения требуется прежде всего верность «смыслу действительности».

Вместе с Чернышевским боролся за прогрессивную русскую литературу в середине XIX века. Более 50 статей и рецензий о детской литературе написано им с 1857 по 1860 год. В них отразились важнейшие его взгляды на реализм, идейность и народность литературы. Статьи Добролюбова касаются вопросов детской литературы в тесной связи с проблемой воспитания гражданина, просвещенного человека и борца за освобождение народа. Он призывал воспитывать детей так, чтобы они могли победить в борьбе «со злом и ложью». Необходимо также, подчеркивал Добролюбов, воспитывая, учитывать «действительную жизнь и природу детей».

Добролюбов связывал борьбу за воспитание и просвещение детей из народа с требованием улучшить положение народа. Важную роль в преобразовании общественной жизни должна сыграть литература, которая способна помочь человеку найти «новые силы для деятельности честной и полезной». Критик считал основными чертами произведений для детей связь с жизнью, стремление научить детей самостоятельно мыслить. Необходимо также, по его мнению, излагать материал занимательно, ярко, увлекая детское воображение.

В середине XIX века появляется много научно-популярных книг. Критик говорил о необходимости излагать научные сведения точно, просто, ярко.

Много статей посвятил Добролюбов рецензированию книг зарубежных писателей. Он боролся против бесчеловечной и жестокой морали некоторых переводных книг.

Добролюбов придавал огромное значение выбору книг для детского чтения. Он называл в первую очередь сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого. Из книг зарубежных писателей он рекомендовал читать те, которые отличались социальной остротой, прежде всего произведения Ч. Диккенса, Г. Бичер-Стоу, Жорж Санд, X. К. Андерсена.

Основные произведения Н.А. Добролюбова
«Когда же придёт настоящий день?»(рецензия на роман Тургенева «Накануне») 1859
«Что такое обломовщина?» (статья о романе Гончарова «Обломов») 1859
«Луч света в тёмном царстве» (о пьесе Островского «Гроза») 1860
«От Москвы до Лейпцига»,
«Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью»,
«Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым», 1858
«Черты для характеристики русского простонародья».
«О значении авторитета в воспитании» 1853-1858
«Основные законы воспитания»1859
«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию
и обучению юношества»;1857


Биография Н.А. Добролюбова
Литература, интернет-сайты
История улицы Добролюбова

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru