Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX века не было.

Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный характер лирического героя, по определению Белинского – «внутреннего человека». Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. Любовная тема трагична. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина. Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождении от его творчества.

Впечатления от поездок на Кавказ в детстве остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве: "Кавказ" (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (1832). Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 году - поэма «Хаджи Абрек».

Очень рано осознав, что поэзия — его призвание, в пансионе пишет стихи. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 году задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.

1830-1831 годы — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности (драма "Странный человек").

Большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не пройдет театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.

Известие о гибели А. Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий день он пишет стихотворение "На смерть Поэта", а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 года поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". К 25-летию Бородинского сражения поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837 году.

Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-живописца.

В январе 1838 года приезжает в Петербург, отдает Жуковскому поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". Тогда же появилась без имени автора, не пропущенная цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

К началу 1839 года М. Лермонтов сближается с редакцией "Отечественных записок", издававшихся А. Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. "На Руси явилось новое могучее дарование — Лермонтов", — объявляет Белинский.

В Пятигорске на лечении минеральными водами в записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Листок", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и другие. Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства.

Основные произведения

Проза
«Ашик-Кериб» (1837)
«Вадим» (1833)
«Герой нашего времени» (1840)
«Кавказец» (очерк)(1841)
«Княгиня Лиговская» (1838)
«Панорама Москвы» (1833)
«Штос» (1841)
«Я хочу рассказать вам» (1837)

Поэмы
«Азраил» (1831)
«Ангел смерти» (1831)
«Аул Бастунджи» (1833-1834)
«Беглец (1838)
«Боярин Орша» (1835 - 1836)
«Две невольницы» (1829-1830)
«Демон» (1839)
«Джюлио» (1830)
«Измаил-Бей» (1832)
«Кавказский пленник» (1828)
«Каллы» (1830 - 1831)
«Корсар» (1828)
«Литвинка» (1832)
«Монго» (1836)
«Моряк» (1832)
«Мцыри» (1839)
«Олег» (1829)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)
«Последний сын вольности» (1830 - 1831)
«Преступник» (1829)
«Сашка» (1835-1839)
«Сказка для детей» (1840)
«Тамбовская казначейша» (1837 - 1838)
«Хаджи Абрек» (1833 - 1834)
«Черкесы» (1828)

Стихотворения
«Ангел» (1831)
«Благодарность» (1840)
«Бородино» (1837)
«Весна» (1830)
«Ветка Палестины» (1837)
«Гроза» («Ревет гроза, дымятся тучи…» (1830)
«Дары Терека» (1839)
«Два великана» (1832)
«Дума» (1838)
«И скучно, и грустно» (1840)
«Исповедь» (1831)
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
«Молитва» (1839)
«Н. Ф. И…вой («Любил с начала жизни я…») (1830)
«На севере диком стоит одиноко…» (1841)
«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)
«Нищий» (1830)
«Поэт» (1838)
«Парус» (1832)
«Предсказание» (1830)
«Пророк» (1841)
«Родина» (1841)
«Смерть Поэта» (1837)
«Тамара» (1841)
«Три Пальмы» (1839)
«Тучи» (1840)
«Узник» (1837)
«Утес» (1841)
«Элегия» (1830)
и многие другие

Афоризмы и цитаты Михаила Лермонтова

Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Грусть — жестокий властелин.

Жизнь — вечность, смерть — лишь миг.

Зло порождает зло.

Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.

Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

Приятели — не всегда друзья.

Радости забываются, а печали — никогда.

Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

Уважение имеет границы, а любовь — никаких.

Язык и золото — вот наш кинжал и яд.

Экранизации

1911 — «Демон» (1911, Италия)
1926 — «Княжна Мэри» (1926, СССР)
1927 — «Бэла» (1927, СССР)
1927 — «Максим Максимыч» (1927, СССР)
1941 — «Маскарад», (1941, СССР)
1955 — «Княжна Мэри» (1955, СССР)
1965 — «Герой нашего времени» (1965, СССР)
1966 — «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (1966, СССР)
1966 — «Максим Максимыч» (1966, СССР)
1968 — «Маскарад», (1968, СССР, ТВ)
1975 — Страницы журнала Печорина, режиссёр Анатолий Эфрос (1975, СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1981 — «Маскарад», (1981, СССР, анимационный)
1985 — «Герой нашего времени» (1985, США)
1988 — «Ашик-Кериб», (1988, СССР)
2006 — «Печорин», (2006, Россия)

Интересные факты

На иностранные языки переведены: «Герой нашего времени» — на немецкий неизвестным (1845), Больтцем (1852), Редигером (1855); на английский: Пульским (1854) и неизвестным (1854); на французский: Ледюком (1845) и неизвестным (1863); на польский: Кёном (1844) и Лермонтов Б. (1848); на шведский: неизвестными (1844 и 1856); на датский: неизвестным (1855) и Торсоном (1856).
Стихотворения — на немецкий: Будбергом-Беннисгаузеном (1843), Боденштедтом (1852), Ф. Ф. Фидлером (1894; образцовый перевод по близости к подлиннику); на французский: Шопеном (1853), Д’Анжером (1866); «Демон» — на немецкий: Сенкером (1864); на французский: Д’Анжером (1858) и Акосовой (1860); на сербский — неизвестным (1862); «Мцыри» — на немецкий: Будбергом-Беннисгаузеном (1858); на польский: Сырокомлею (1844; 2 изд. 1848); «Боярин Орша» — на польский Г. Ц. (1858)

В 1989-90 годах в СССР вышло самое массовое в мире издание Лермонтова, а в СССР— самое крупнотиражное подписное издание и издание Лермонтова: сочинения в двух томах издательства «Правда». Тираж его составил 14 миллионов экземпляров и печатался минимум 58-ю заводами в различных городах и республиках СССР.

Биография М.Ю. Лермонтова
Связь с Курским краем
Литература, интернет-сайты
История улицы Лермонтовской

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru