|
Творчество Михаила Юрьевича ЛермонтоваТворчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX века не было. Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный характер лирического героя, по определению Белинского – «внутреннего человека». Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. Любовная тема трагична. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина. Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождении от его творчества. Впечатления от поездок на Кавказ в детстве остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве: "Кавказ" (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (1832). Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 году - поэма «Хаджи Абрек». Очень рано осознав, что поэзия — его призвание, в пансионе пишет стихи. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 году задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни. 1830-1831 годы — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности (драма "Странный человек"). Большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не пройдет театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А. Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий день он пишет стихотворение "На смерть Поэта", а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 года поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". К 25-летию Бородинского сражения поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837 году. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-живописца.
В январе 1838 года приезжает в Петербург, отдает Жуковскому поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". Тогда же появилась без имени автора, не пропущенная цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». К началу 1839 года М. Лермонтов сближается с редакцией "Отечественных записок", издававшихся А. Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. "На Руси явилось новое могучее дарование — Лермонтов", — объявляет Белинский. В Пятигорске на лечении минеральными водами в записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Листок", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и другие. Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства. Основные произведения Проза Поэмы Стихотворения Афоризмы и цитаты Михаила Лермонтова Экранизации Интересные факты На иностранные языки переведены: «Герой нашего времени» — на немецкий неизвестным (1845),
Больтцем (1852), Редигером (1855); на английский: Пульским (1854) и неизвестным (1854); на французский:
Ледюком (1845) и неизвестным (1863); на польский: Кёном (1844) и Лермонтов Б. (1848); на шведский:
неизвестными (1844 и 1856); на датский: неизвестным (1855) и Торсоном (1856). В 1989-90 годах в СССР вышло самое массовое в мире издание Лермонтова, а в СССР— самое крупнотиражное подписное издание и издание Лермонтова: сочинения в двух томах издательства «Правда». Тираж его составил 14 миллионов экземпляров и печатался минимум 58-ю заводами в различных городах и республиках СССР. Биография М.Ю. Лермонтова Связь с Курским краем Литература, интернет-сайты История улицы Лермонтовской |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек
города Курска
|