Творчество Александра Ивановича Герцена

В историю русской, мировой общественной жизни и литературы А. И. Герцен вошел как замечательный политический деятель, талантливый публицист, философ, социолог, писатель. Он был дворянским революционером, вставшим в 60-е годы на сторону революционной демократии. Его деятельность явилась связующим звеном между первым и вторым этапами освободительного движения в России. Будучи соратником и единомышленником Белинского, Герцен стремился связать свои философские искания с задачами освободительного движения.

Начало литературной деятельности Герцена относится к периоду его первой ссылки (вторая половина 30-х годов). Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена не продолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».

В 1847 г. Герцен уехал из России. В Западной Европе и прежде всего во Франции назревали революционные события. Русский писатель надеялся увидеть там осуществление самых заветных своих социалистических идеалов. Вместо этого он стал свидетелем поражения в 1848 г. буржуазно-демократической революции. Это привело его к духовной драме.

И все же Герцен не мог долго оставаться на позициях горького скептицизма, отрицания социального прогресса и роли передовых общественных движений. Все надежды теперь он возлагает на русский народ. Ему казалось, что именно России суждено избежать капиталистического пути развития, избежать пролетаризации крестьянства и ранее других создать социалистическое общество, предпосылкой которого, как он считал, была русская крестьянская община. Тем самым Герцен стал одним из основоположников русского народничества. Он писал, что «человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник». Понятно, что социалистические взгляды Герцена были утопическими, однако они сочетались с его революционно-демократическими взглядами, к которым он подходил, освобождаясь от либеральных иллюзий (хотя процесс этот был длительным и трудным).

За границей Герцен развернул широкую, многогранную и очень напряженную общественно-политическую работу. Он счел первоочередной задачей познакомить зарубежного читателя с демократической и революционной Россией. Его работа «О развитии революционных идей в России» (1850) является важнейшим документом, свидетельствующим о росте политического самосознания у представителей русского освободительного движения.

Важное место в этой работе занимают суждения Герцена о русской литературе, в которой он отмечал нарастание освободительных идей, напряженную борьбу за освобождение человеческой личности, страстную защиту интересов закабаленного народа, выражение его надежд и чаяний. «У народа, лишенного общественной свободы,— писал Герцен,— литература — единственная трибуна, с высоты которой он может услышать крик своего возмущения и своей совести». В начале 50-х годов Герцен переезжает в Лондон и основывает там Вольную русскую типографию. С 1855 г. он издает альманах «Полярная звезда», утверждая преемственность революционной традиции. Название альманаха и силуэт пяти казненных декабристов на обложке подчеркивали эту преемственность революционной традиции. Оживление общественного движения в России привело Герцена к мысли об организации такого периодического органа, с помощью которого можно было бы более быстро откликаться на актуальные проблемы русской жизни. Так возникла газета «Колокол», издание которой Герцен считал самым важным делом своей жизни. Социальная острота материалов, помещаемых в «Колоколе», их злободневность, резкая антикрепостническая направленность, публицистический талант Герцена — все это закономерно привело к исключительной популярности издания. На примере Герцена, писал Ленин, пролетариат учится понимать, что «беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы».

Основные произведения Александра Ивановича Герцена

«Кто виноват?» роман в двух частях (1846)
«Мимоездом» рассказ (1846)
«Доктор Крупов» повесть (1847)
«Сорока-воровка» повесть (1848)
«Повреждённый» повесть (1851)
«Трагедия за стаканом грога» рассказ (1864)
«Скуки ради» повесть (1869)

Экранизации

«Сорока-воровка» (1920, 1958)
«Былое и думы» (1973, 17-серийный телевизионный сериал)
«Любимые страницы» (1971, Литературная композиция Театра им. Моссовета)

Про Герцена:

Александр Герцен и Наталья Захарьина. Никто не виноват. «Больше, чем любовь». (Александр Столяров) [2009 г., документальный фильм]
А. И. Герцен. Страницы жизни и творчества [1980 г ]
Изгнанник. Александр Герцен (Екатерина Овчарова) [2012]
Александр Герцен и Наталья Захарьина. Никто не виноват. «Больше, чем любовь». (Александр Столяров)

Высказывания, цитаты и афоризмы А. И. Герценa

• В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание.
• Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
• Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди.
• Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
• Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед.
• Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение.
• Пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела.
• Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
• Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека — страшно велика.
• Семья начинается с детей.
• Наука — сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия.
• Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри


Биография А.И. Герцена
Литература, интернет-сайты
История улицы Герцена

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru