Биография Николая Гавриловича Чернышевского

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – русский писатель, публицист, литературный критик, один из руководителей журнала «Современник» (в 1856-1862 годы), философ, родоначальник народничества и идейный вдохновитель революционного движения в России к Курску никакого отношения не имеет и вряд ли бывал в наших краях.

Родился Николай Гаврилович Чернышевский 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника, учился в Саратовской духовной семинарии. Но затем, в 1845 году, он резко меняет жизненный курс и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, где учится по 1850 год. Затем некоторое время преподает в Саратовской гимназии. Еще в 1848 году его посещает идея создания вечного двигателя, несколько лет он пытается сделать его, чтобы облегчить людской труд. Но ничего не получается и оставив, наконец, эту затею, в 1853 году Чернышевский окончательно переезжает в Петербург. Женится, и в последующие четыре года у него рождаются трое сыновей. Чернышевский работает учителем русского языка и словесности во Втором кадетском корпусе и заодно печатается в журналах «Отечественные записки» и «Современник». В 1855 в Петербургском университете он защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В «Современнике» в течение 1855 и 1856 годов печатаются его «Очерки гоголевского периода русской литературы», а Некрасов, уезжая за границу, официально передает Чернышевскому полномочия редактора «Современника». В 1859 году Чернышевский, приехав по делам в Лондон, встречается там с Герценом, который издает первую революционную русскую газету «Колокол». Сам Чернышевский тоже в своем издании пишет статьи, «потрясающие основные начала власти монархической». В 1862 после трех цензурных предупреждений, на которые Чернышевский не реагирует, выход «Современника» приостанавливают на восемь месяцев. А спустя несколько недель Чернышевского арестовывают по обвинению в политических связях с находившимися в эмиграции революционерами А.И. Герценом и Н.П. Огаревым и в составлении прокламации «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». В июле 1862 года Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость, где он провел почти два года и в первый же год пребывания там написал свой знаменитый роман «Что делать?». Роман сразу же публикуется на воле в нескольких номерах возобновившего выход «Современника». В июле 1864 года на Мытной площади в Петербурге публично оглашается приговор. Чернышевский приговорен к семи годам каторги и отправляется в Сибирь на Кадаинский рудник в Вилюйск. В 1883 году Чернышевский переведен в Астрахань под надзор полиции, а затем ему разрешают отбыть на родину в Саратов, где он пожил всего полгода и умер 17(29) октября 1889 года.

Несмотря на то, что Чернышевский больше двадцати лет провел в местах лишения свободы, он оставил после себя множество трудов по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Он причислял себя к материалистическому направлению в философии, рассматривая материализм как необходимую идеологию для революционной борьбы. В этике он придерживался утилитаризма, ставящего во главе всего пользу. А именно, хорошо и морально то, что ведет к достижению пользы, выгоды, счастья и удовольствия. В своей теории «разумного эгоизма» он утверждал принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности», связывающей свое счастье с общественным благополучием и воспринимающей жертвование собой как удовольствие. Таковы «новые люди» в романе «Что делать?». Те же идеи отражены и в другом, менее известном его романе «Пролог», написанном в 1867–1869 годах. В эстетике, он выступал против «искусства для искусства», считая, что «прекрасное есть жизнь», и красота в реальности выше красоты в искусстве.

Творчество Н.Г. Чернышевского
Литература, интернет-сайты
История улицы Чернышевского

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru