Творчество Николая Васильевича Гоголя

В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь переезжает из Нежина в Петербург, мечтая стать там чиновником. Однако его никуда не хотят брать. Будучи обиженным и впечатленным, он написал поэму «Ганс Кюхельгартен», посвященную немецкому юноше, которого не пускают служить отечеству. На самом деле, конечно, Гоголь имел в виду себя. Это творение не понравилось критике, и Гоголь, вновь обидевшись, сжег весь тираж.

Устроившись на работу, Гоголь понял, что на самом деле служба ему не понравилась. В 1830 году в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого писателя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

В 1832 году публикуются «Вечера на хуторе близ Диканьки» – повесть, в которой важную роль играет смех, становящийся злым, появляются сказочные мотивы. Он описывал не страдания лишнего человека, а простую жизнь простых украинцев, а для литературы той эпохи это было весьма необычно. Затем Гоголь начинает писать и сразу выпускает «Арабески» и «Миргород», где описывается уже не только Украина, но и Петербург. Самые известные его повести: «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос» и «Шинель», позднее объединенные в сборник петербургских повестей. Во всех них речь идет о существовании простых людей, о том, как порою сложно бывает маленькому человеку выжить в безжалостном обществе. Также в творчестве Гоголя впервые появляется отдельный образ города – Петербурга, со всей его имперской красотой, холодом. Большое влияние на творчество Гоголя оказал европейский готический роман: в его повестях появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы.

После этого Гоголь проявляет себя в драматургии. В 1835 году он пишет комедию «Ревизор», а в 1836 году ее впервые ставят на сцене Александринского театра с участием Щепкина. Главной задачей этой комедии было собрать воедино все самое плохое, что есть в России. Гоголь последовательно показывает все пороки общества; каждым из действующих лиц движет страх, за каждым из них – шлейф пороков. Постановка окончилась полным провалом, зрители пьесу не оценили. Однако у Гоголя появился один увлеченный зритель, мнение которого перекрывало все остальные - это был император Николай I. С тех пор между ним и Гоголем возникли дружеские отношения. Он не понимает, почему публика не оценила постановку, и из-за этого пишет небольшое произведение «Размышления у театрального подъезда», где объясняет смысл «Ревизора»: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее во всем продолжении ее. Это был смех». Несмотря на одобрение императора, Гоголь обижается на непонимающую публику и уезжает в Рим. Там он много работает, написал «Мертвые души», которые в 1842 году были опубликованы в России. Он замышлял эту поэму своего рода аналогом «Божественной комедии» Данте, однако написать три части Гоголю не удалось. Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

В 1847 году он публикует «Выбранные места из переписки с друзьями»: большую часть этого произведения составляли письма, публицистические статьи. Произведение Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и, прежде всего, отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы.

Основные произведения Н.В. Гоголя

Сборники повестей:
"Вечера на хуторе близ Диканьки", часть 1, 1831 ("Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", опубл. 1830 под назв. "Басаврюк", "Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота"), часть 2, 1832 ("Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Заколдованное место").
"Миргород", 1835 (часть 1 — "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", нов. ред. 1839-41; часть 2 — "Вий", "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем")
"Арабески", 1835 (повести "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", 1-я ред.; главы из незаконченного романа "Гетьман"; статьи, в том числе "Несколько слов о Пушкине", "О малороссийских песнях" и др.)

Повести:
"Нос" (1836),
"Коляска" (1836),
"Шинель" (1942).

Комедии:
"Ревизор" (1836),
"Театральный разъезд после представления новой комедии" (1842),
"Женитьба" (1842),
"Игроки" (1842).

Поэма (в прозе) "Мёртвые души" (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)

Книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847)

Цитаты и афоризмы Николая Гоголя
Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Бывает время, когда иначе нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости.
Вместо того чтобы строго судить свое прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим.
Всякому теперь, кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.
Всякому человеку следует выполнить на земле призвание свое добросовестно и честно.
Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его.
Деньги, как тень или красавица, бегут за нами только тогда, когда мы бежим от них. Кто слишком занят трудом своим, того не может смутить мысль о деньгах, хотя бы даже и на завтрашний день их у него недоставало.
Долг писателя – не одно только доставление приятного занятия уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям.
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому.
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень.
Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием худшего в человеке.
Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище.
Поэзия есть чистая исповедь души, а не порождение искусства или хотенья человеческого; поэзия есть правда души, а потому и всем равно может быть доступна.
Пример сильней правил.
Родник поэзии есть красота.
Слава не может насытить и дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее.
Слог у писателя образуется тогда, когда он знает хорошо того, кому пишет.
Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то, любят ли вас другие.
Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою.
Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.
У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.
Человек мудр, умен и толков бывает во всем, что касается других, а не себя.
Человек никогда не бывает ни совершенно прав, ни совершенно виноват.

Экранизации
1909— «Мертвые души»
1909— «Тарас Бульба»
1913— «Ночь перед Рождеством»
1915— «Портрет»
1926— «Шинель»
1938— «Сорочинская ярмарка»
1941— «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
1945— «Пропавшая грамота»
1951— «Ночь перед Рождеством»
1952— «Ревизор»
1952— «Майская ночь, или утопленница»
1959— «Шинель»
1959— «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
1960— «Мёртвые души»
1961— «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1962— «Тарас Бульба»
1967— «Вий»
1967— «Записки сумасшедшего»
1968— «Вечер накануне Ивана Купала»
1971— «Драматические отрывки. Н.В.Гоголь» (фильм-спектакль)
1972— «Пропавшая грамота»
1977— «Нос»
1977— «Женитьба»
1977— «Инкогнито из Петербурга»
1982— «Ревизор»
1983— «Миргород и его обитатели»
1983— «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1984— «Мёртвые души»
1987— «Страшная месть»
1996— «Ревизор»
1997— «Нос»
2002— «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2004— «Сорочинская ярмарка»
2005— «Дело о «Мёртвых душах»
2006— «Ведьма»
2007— «Русская игра»
2008— «Тарас Бульба»
2008 — «Марево»
2014— «Вий»


Биография Н.В. Гоголя
Связь Н.В. Гоголя с Курским краем
Литература, интернет-сайты
История улицы Гоголя

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru