В рамках онлайн-проекта «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАТЫ ОТКТЯБРЯ» предлагаем Вам познакомиться с основными датами и событиями в мире литературы.
25 октября 1843 года родился Глеб Иванович Успенский - русский писатель, близкий к народническому движению. Начал печататься в 1862 году. Вскоре стал видным представителем демократической литературы 1860-х. В 1864-1865 годах печатался в журнале «Русское слово», в 1865-1866 годах – в некрасовском «Современнике». В 1868 году Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным соратником Некрасова и Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-1871) с глубоким проникновением в психологию представлены образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев. С конца 1870-х годов центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-1887) и др., в которых он пишет о разорении крестьян, росте кулачества, разложении крестьянской общины. В 1880-е годы Успенский создаёт циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определённых занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества – «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-1889) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.
https://clck.ru/YRrMC
25 октября 1879 года родился Степан Писахов (Пейсахов) - сказочник, прославившийся своими историями из жизни поморов, по мотивам которых были сняты колоритные мультфильмы про архангельские земли. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции по совету Иеронима Ясинского. Тогда эта попытка закончилась неудачей. Затем Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков («Самоедская сказка» и «Сон в Новгороде»), где воссоздаёт портреты современников. Известность Степан Писахов снискал как автор изумительных, оригинальных сказок. Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай…» появилась в 1924 году в сборнике «На Северной Двине», издаваемом архангельским обществом краеведения. По своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора, что составители сборника пустили её в печать без подзаголовка. Сказки Писахова — это продукт индивидуального писательского творчества. У чудес в сказках Писахова иная природа, чем у чудес народных сказок. Они порождены писательской фантазией и вполне мотивированы, хотя мотивировка эта не реалистична, а фантастична. Перу Степана Григорьевича принадлежат также интересные путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя.
https://clck.ru/YRrMG
25 октября 1933 года родился Александр Исаакович Гельман — российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — «Считайте меня взрослым» и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия»; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Товстоноговым в БДТ и — под названием «Заседание парткома» — О. Ефремовым во МХАТе. В середине 1970-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1981), «Скамейка» (1984), «Зинуля» (1986), в 1994 году, уже МХТ им. Чехова, поставил и «Мишин юбилей». Пьесы Гельмана ставили театры более чем тридцати стран. В годы перестройки А. Гельман пьесы уже не писал: «драма как превращённая игра гражданских и политических интересов, не могущих выразиться естественным путём», пишет А. Смелянский, исчерпала себя как для самого драматурга, так и для театра, — он вернулся в журналистику, вёл рубрику в журнале «Искусство кино», был политическим обозревателем газеты «Московские новости». Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х годов. Опубликовал также два сборника стихов и несколько книг эссеистики.
https://clck.ru/YRrMS
25 октября 1938 года родился Петр Иванович Багин - художник-график, иллюстратор, мастер детской книги. С 1974 года – член Союза художников (графическая секция). Более 40 лет сотрудничает с журналом «Мурзилка». Первая его иллюстрация появилась в январском номере журнала в 1969 году к стихотворению Г. Ладонщикова «Сквозь пургу». Пётр Иванович очень любит русскую природу, прекрасно чувствует животных. Иллюстрируя сказочные сюжеты, он создает абсолютно точные, достоверные портреты зверей и птиц. Появлению каждого образа предшествует поистине гигантская, кропотливая, исследовательская работа художника. Багин проиллюстрировал более ста книг, создал замечательные иллюстрации к произведениям Ю. Коваля, С. Козлова, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, сказки А. С. Пушкина, русским народным сказкам, стихотворениям Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Автор иллюстраций к собственной книге «Путешествие за Полярный круг», написанной после поездки на Чукотку. Государственная Третьяковская галерея в 1980 году приобрела иллюстрации к книге Петра Багина «Путешествие за полярный круг», в которой он выступил и как автор, и как художник. Это тонкие наблюдения за природой, точные зарисовки пером, исследование далёкого севера. Много и плодотворно трудился над иллюстрациями к диафильмам. Вот некоторые из диафильмов, проиллюстрированные художником Багиным П. И. : «Добрыня и змей» (1983), «Жар-птица» (1981), «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» (1978), «Иван-царевич и серый волк» (1975), К. Кулиев «Сказка Солнца» (1977), Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (1978), В. Гауф «Холодное сердце» (1970), О. Гурьян «Вахрушка и скоморохи» (1973), П. Хакс «Долгий день великанов» (1971) и другие. В 2001 году Петру Багину присуждена серебряная медаль Российской Академии художеств за иллюстрации к «Русским волшебным сказкам» и ирландской сказке «Чудесный сон». В 2004 году – почётный диплом IBBY (International Board On Books For Young People). П. И. Багин живёт и работает в Москве и в деревне Хрипково Тульской области. «В его творческой манере органично сочетаются поэзия и точность фактов, художественная фантазия и житейская наблюдательность. Художник наделён и литературным даром. Высоким образцом авторской книги, написанной и нарисованной Багиным, стало «Путешествие за Полярный круг» — сборник путевых заметок, родившихся в результате реальной поездки Петра Ивановича на Крайний Север, в арктическую зону России — в тундру и на побережье Северного Ледовитого океана».
https://clck.ru/YRrMU