Тогда же начал иллюстрировать книги А.
Гайдара
художник
Адриан
Михайлович
Ермолаев
(1900-1977).
Отношения
художника
и
писателя
определились
сразу:
современники,
почти
сверстники, они прошли один и тот же путь, где
главным событием была гражданская война.
Личное участие в походах определило
характер их начинающегося в те годы творчества.
Отличительными чертами этого творчества были
ясность, романтика, красота нового, возникавшего
на их глазах и при их участии мира.
Первую книгу Аркадия Гайдара А.М.
Ермолаев иллюстрировал почти одновременно с работой над графическими циклами к
«Истории гражданской войны в СССР», войны, которую художник прошел в Чапаевской
дивизии. Молодые деятели искусства, Гайдар и Ермолаев, ощущали себя опытными,
много повидавшими людьми. В сущности, это так и было. Отсюда и возникла их
обоюдная потребность – передать свою убежденность и горячую любовь к юной стране
тем, кто шел за ними, – молодому поколению.
Графика Адриана Ермолаева к произведениям Аркадия Гайдара кажется иной раз
рисованием на натуре, когда художник наблюдает
события рядом с писателем, заносит в рабочий альбом
мгновенно и легко выполненные зарисовки, чуть
небрежные и непосредственные, «для памяти».
Иллюстрируя книги А.П. Гайдара,
А.М. Ермолаев всегда стремился к достоверности
изображения. Вот почему он выбрал штриховой,
выполненный в быстром, как бы «репортерском»,
темпе, перовой рисунок, иногда только подкрашивая
его легкой акварелью – такова техника большинства
его графических серий к произведениям Гайдара.
Художник
словно
предоставляет
первенство
писателю, создавая скромные иллюстрации в его
книгах, обращая читателя, прежде всего, к слову и
только иногда приоткрывая ему зрительные «окошки»
в текстовых рядах. Адриан Михайлович Ермолаев
просто присутствует в процессе чтения и лишь очень
редко «помогает» читать.
Набросочный, легкий характер рисунков, их умная «неподробность» вместе с
точностью немногих деталей создают в книгах с иллюстрациями А.М. Ермолаева единый
стилевой синтез писателя и художника.