Гайдара появился новый голос и новое литературное умение. Он как-то более лирически
понял жизнь. Писатель вырос и не перестал от этого быть понятным и любимым детьми.
А критика всё встречается с Гайдаром, как малознакомый дядя с чужим мальчиком.
- Это чей мальчик? Вы, мальчик, опять
выросли. Вас узнать нельзя, мальчик.
Это потому, что дядя сам не растёт и не расширяет
своего опыта так, как растет Гайдар.
У хорошего писателя юность и рост долгие».
Дневник Аркадия Гайдара за 1940 год
содержит запись: «Позапрошлый год в декабре,
кажется, писал "Чук и Гек". Время для меня было
крутое».
Конец 1938 года был для Аркадия Гайдара
действительно «крутым». В ноябре неожиданно
была приостановлена публикация его новой
повести «Судьба барабанщика». Сложным было
время и для страны.
В «Чук и Гек» нет отзвука тех событий. И
всё же рассказ несёт на себе их своеобразный
отсвет.
В этом рассказе, в разговорах его взрослых и
маленьких героев, в раскрывающейся перед
читателями панораме нашей огромной страны,
Аркадий Гайдар отстаивает свой оптимизм, непреклонную веру в правоту своего дела,
которое всё равно одолеет любые беды и трудности.
Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки «Чук и Гек»:
«
Что
такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной
».
Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе
Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где
фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара.
* * *
Аркадий Гайдар активно сотрудничал в кинематографии. До Великой
Отечественной войны он уже создал киносценарии по своим повестям «Военная тайна»,
«Судьба барабанщика».
Судя по дневникам Аркадия Гайдара, киносценарий
«Тимур и его команда»
он
начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе.
В июле-августе того же года сценарий опубликован в журнале «Пионер». Ещё
продолжались съёмки кинофильма (он снимался на берегах Волги), а Аркадий Гайдар
уже начал работу над одноименной повестью. 14 июня он записал в дневнике: «Война
гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии.
Германцы наступают на Париж…»
Аркадий Гайдар спешит, видя, как всё ближе подкатывается к русским границам
огненный вал второй мировой войны. Его новая повесть, как и кинофильм, должна
помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлую военную пору.