Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 154 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 154 Next Page
Page Background

Гайдара появился новый голос и новое литературное умение. Он как-то более лирически

понял жизнь. Писатель вырос и не перестал от этого быть понятным и любимым детьми.

А критика всё встречается с Гайдаром, как малознакомый дядя с чужим мальчиком.

- Это чей мальчик? Вы, мальчик, опять

выросли. Вас узнать нельзя, мальчик.

Это потому, что дядя сам не растёт и не расширяет

своего опыта так, как растет Гайдар.

У хорошего писателя юность и рост долгие».

Дневник Аркадия Гайдара за 1940 год

содержит запись: «Позапрошлый год в декабре,

кажется, писал "Чук и Гек". Время для меня было

крутое».

Конец 1938 года был для Аркадия Гайдара

действительно «крутым». В ноябре неожиданно

была приостановлена публикация его новой

повести «Судьба барабанщика». Сложным было

время и для страны.

В «Чук и Гек» нет отзвука тех событий. И

всё же рассказ несёт на себе их своеобразный

отсвет.

В этом рассказе, в разговорах его взрослых и

маленьких героев, в раскрывающейся перед

читателями панораме нашей огромной страны,

Аркадий Гайдар отстаивает свой оптимизм, непреклонную веру в правоту своего дела,

которое всё равно одолеет любые беды и трудности.

Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки «Чук и Гек»:

«

Что

такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и

понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту

огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной

».

Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе

Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где

фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара.

* * *

Аркадий Гайдар активно сотрудничал в кинематографии. До Великой

Отечественной войны он уже создал киносценарии по своим повестям «Военная тайна»,

«Судьба барабанщика».

Судя по дневникам Аркадия Гайдара, киносценарий

«Тимур и его команда»

он

начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе.

В июле-августе того же года сценарий опубликован в журнале «Пионер». Ещё

продолжались съёмки кинофильма (он снимался на берегах Волги), а Аркадий Гайдар

уже начал работу над одноименной повестью. 14 июня он записал в дневнике: «Война

гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии.

Германцы наступают на Париж…»

Аркадий Гайдар спешит, видя, как всё ближе подкатывается к русским границам

огненный вал второй мировой войны. Его новая повесть, как и кинофильм, должна

помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлую военную пору.