27 августа 1940 года: «Сегодня закончил повесть о Тимуре – больше половины
работы сделал в Москве, за последние две недели». Уже через несколько
дней
«
Пионерская правда» начинает публиковать
повесть. В начале 1941 года
«
Тимур и его
команда
»
трижды
выходит
отдельными
изданиями в Детгизе.
Происходит
небывалое:
литературный
герой со страниц книжки, с киноэкрана сразу
шагает в жизнь. По всей стране возникает
множество «тимуровских команд». С особой
силой тимуровское движение развёртывается в
годы Великой Отечественной войны.
Тимур Гараев – образ собирательный.
Писатель наделил его лучшими чертами:
смелостью, добротой, честностью, верностью
дружбе, любовью к Родине, горячим желанием
приносить посильную пользу. В творчестве
Аркадия Гайдара такой образ не явился чем-то
совершенно новым и неожиданным. Новыми
стали условия, время, а по характеру Тимуром
могли бы быть многие герои гайдаровских книг.
Им мог бы стать повзрослевший Алька из
«
Военной тайны», если бы не его трагическая
гибель, мог бы стать Сергей Щербачов из
«
Судьбы барабанщика», после того, как он с
честью прошёл через тяжёлые испытания, мог бы стать Володька из «Дыма в лесу».
И если уж искать прототип героя повести «Тимур и его команда», то скорее всего
это сам Аркадий Гайдар, который мальчишкой стал командиром Красной Армии. «Когда
мне было 15 лет, я командовал ротой. У меня в роте были люди с бородами, были люди
плохого порядка, были люди, которые не хотели тебя слушать. Чем я мог их держать?
Тем, что твёрдо верил в то, что нужно было делать. И ценой этого добивался того, что
меня слушались», - писал Аркадий Гайдар.
* * *
Большой успех кинофильма
«
Тимур и его
команда» побудил студию
«
Союздетфильм
»
предложить Аркадию Гайдару продолжить работу
над полюбившимся ребятам образом. В сентябре
1940 года он начинает писать сценарий
«Комендант снежной крепости».
«На этот раз я работаю несколько иначе, чем
всегда, - сообщает Аркадий Гайдар из Старой Рузы.
– Я сижу, обдумываю заранее сюжет, положения,
события. Все ещё пока туманно, но за этим
туманом уже слышны и звон, и крик, и неясная
музыка…»
В киноповести опять мальчишеская игра, но
строго и чётко формулируются в этой игре такие
понятия, как «честь», «долг», «дисциплина»,
«боевое
товарищество».
Очень
важна
и