Адриан Ермолаев начал работать над произведениями Гайдара в 1937 году. К
повести «Тимур и его команда» художник возвращался несколько раз. Им
проиллюстрированы следующие книги Аркадия Петровича: «Четвертый блиндаж»,
«Школа», «Маленькие рассказы», «Чук и Гек», «Р.В.С.», «Дальние страны» и собрание
сочинений Аркадия Гайдара, выпущенное в 1955-1956 годах.
Другим художником, много сделавшим для детской книги в период военных лет,
был
Валериан Васильевич Щеглов
(1901-1984). Так
же как и Ермолаев, он был подготовлен к этому
довоенной работой над иллюстрированием «Истории
гражданской войны» и оформлением ряда книг для
юношества на исторические и военные темы.
Творчество Валериана Щеглова типично для
поколения художников, начавших свою работу в
детской книге в середине 1930-х годов. Он был
художником героико-романтической темы, живо
откликавшимся на современную жизнь.
В годы Великой Отечественной войны В.В.
Щеглов работал в газете «Комсомольская правда»,
создавал плакаты для фронта и тыла, оформлял книги
серии «Военная библиотечка школьника».
Валериан Васильевич использовал карандашный
рисунок станкового типа, чтобы рассказать «по горячим следам» о героизме советских
людей, особенно молодежи. Рисунки эти одноплановы и далеки от раскрытия всех
сторон литературного текста. Но в них – характерная для Щеглова романтика
патриотического подвига, искреннее восхищение героями, их отвагой и моральной
чистотой. В основном, художник выбирает конфликтные драматические сцены, у него
все проникнуто оптимизмом: не тем безоблачным оптимизмом, который был характерен