|
|
Слово о поэтеБаскевич И. О Николае Корнееве Достоинство поэта определяется не количеством написанных строк, не числом опубликованных книг, а его лучшими, «вершинными» созданиями. В каждом из поэтических сборников Николая Корнеева есть такие стихи, которые задержат внимание самого взыскательного читателя. Они не варьируют уже известные образцы, а открывают нечто новое и важное как в самой жизни. Так и в ее осмыслении. Притом образная мысль автора точна, емка, выразительна. Не случайно К. Локотков на страницах «Литературной России» отметил, что творчество Н. Корнеева - «на уровне настоящей поэзии». А такой требовательный критик, как И. Ростовцева, признала за Н. Корнеевым «моральное право» спорить с самим Гете, «по-новому взглянуть на прежние ценности, пересмотреть те жизненные философские понятия, которые заключаются в них». Это право дала поэту его биография, тесно связанная с биографией страны, глубокие раздумья о времени и о себе, тщательная работа над словом. Детство Н. Корнеева выпало на те годы, когда в борьбе, в кровавых муках рождалась новая советская жизнь, социализм превращался в реальность. Входил в быт и в сознание нашего человека. Надежды и тревоги села Коренского (Рыльского уезда Курской губернии0 не обходили учительского дома Корнеевых, где 15 июля 1915 года родился сын Николай. В этом доме он и обрел интерес не только к знаниям. Но и к жизни, к людям. Может быть, поэтому Николай не стал заканчивать курс наук в Харьковском химико-технологическом институте, а определился журналистом, стал работать сначала в многотиражке, а затем в качестве литературного сотрудника в курском радиокомитете, в областном отделении ТАСС, в газетах «Курская правда» и «Советская Киргизия». В печати стихи Н. Корнеева начали появляться в середине 30-х годов. Но поскольку молодой автор представлял себе действительность не столько на основе собственных наблюдений, а так. Как тогда «было принято», как «надлежало», его стихи в своем большинстве звучали, словно перепевы уже известных мотивов. Высокому искусству видеть жизнь собственными глазами, самому делать выводы, принимать самостоятельные решения пулеметчика гвардейского полка научила Великая Отечественная война.
Закономерно, что темы и образы стихотворений и поэм Н. Корнеева в чем-то перекликаются с содержанием творчества его сверстников — поэтов Отечественной войны. Но корнеевский стих не спутаешь ни с каким другим. От факта действительности, смысл которого как бы проявлен точно найденной деталью, поэт подымается (и ведет нас за собой) к сущностным вопросам бытия: о смысле жизни, о мотивах человеческого поведения, о Родине и о любви, о прошлом , настоящем и будущем, о благостной фальши, и трудной правде, о человеческом росте и о карьере, об «углах» и «овалах», об ответственности за все, что происходит на Земле. Н Корнеев не навязывает свои суждения. А просто вводит читателя в мир своих дум и чувств, свободных от нарочитости, от дани очередной моде, чуждых как оригинальничанию, так и банальности. Сила его стиха — в прямой откровенности. В том, что в нем не сглаживаются противоречия действительности, а выявляется. С подлинно партийных позиций, их реальная суть, в весомости слова, которое не обязательно самое красивое, но — непременно — самое необходимое. Читатели почитатели таланта Н. Корнеева давно мечтали о книге, в которую бы вошло лучшее из им написанного. Такая книга была бы хорошим подарком для любителей поэзии, позволила бы непредвзято оценить работу поэта. (Корнеев Н. Стихотворения. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1975. С. 5 - 8) |
|
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек
города Курска
|