Table of Contents Table of Contents
Previous Page  62 / 154 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 62 / 154 Next Page
Page Background

«Чук и Гек, разбуженные сторожем». «Мать ищет Гека», «Встреча с отцом». Эти

рисунки привлекают свежестью и простотой.

Другой цикл Данилова – иллюстрации к рассказу «Голубая чашка» – близок

мажорной жизнерадостностью его рисункам к «Чуку и Геку». Но он отличается большим

лиризмом, эмоциональностью, более индивидуализированы характеры героев.

Ощущение взаимопроникновения жизни человека и природы выражено в нем полнее и

значительнее. Пейзаж стал как бы основой всего композиционного решения цикла

иллюстраций. В этом рассказе речь идет не только о дружбе взрослого и ребенка – отца и

Светланы, но и о глубинной связи человека с родной землей.

Рассказ «Р.В.С.» овеян романтикой гражданской войны. Бурная пора зримо

возникает уже на предшествующем тексту шмуцтитуле, оформленном Юрием

Михайловичем Даниловым выразительно и динамично. Драматизм суровой эпохи

художнику удалось раскрыть даже в простых бытовых эпизодах, вроде игры детей возле

старых сараев, мрачно чернеющих на краю села. Приближающейся опасностью,

тревогой проникнут и страничный рисунок с фигурками ребят близ покосившихся

строений с одиноким могильным крестом.

Исключительно ценно для художника детской книги умение передать характер

маленьких героев. Главные герои произведения, Димка и Жиган, изображены здесь

вполне индивидуально – у каждого свой характер. Это весьма существенное

обстоятельство, так как опыт иллюстрирования повести свидетельствует, что именно

детские портреты оказывались «камнем преткновения» для большинства авторов

предшествующих рисунков – в них юные персонажи напоминали братьев-близнецов. На

страницах сборника «Гайдар – детям» героев трудно спутать, что важно для детской

книги.

Юрий Михайлович Данилов уделял большое

внимание

разнообразному

и

эмоциональному

изображению событий и пейзажей, а также связи их с

литературной основой.

Нельзя не сказать и об интересном портрете

Аркадия Гайдара, созданном для этого сборника. Во

внешности писателя художник уловил и передал то, что

отмечали современники в его характере: «в нем было

что-то детское». Тонко подчеркнуты прямодушие и

жизнерадостность, свойственные прозаику. Образ

писателя-воина дополнен простым и лаконичным

рисунком на переплете книги – изображением полевой

сумки и цветущих веток.

Уместны и продуманы концовки к тексту рассказа

«Р.В.С.» и на корешке супер-обложки – кавалерийская

шашка и буденовский шлем – завершающие общий

графический замысел.