«Чук и Гек, разбуженные сторожем». «Мать ищет Гека», «Встреча с отцом». Эти
рисунки привлекают свежестью и простотой.
Другой цикл Данилова – иллюстрации к рассказу «Голубая чашка» – близок
мажорной жизнерадостностью его рисункам к «Чуку и Геку». Но он отличается большим
лиризмом, эмоциональностью, более индивидуализированы характеры героев.
Ощущение взаимопроникновения жизни человека и природы выражено в нем полнее и
значительнее. Пейзаж стал как бы основой всего композиционного решения цикла
иллюстраций. В этом рассказе речь идет не только о дружбе взрослого и ребенка – отца и
Светланы, но и о глубинной связи человека с родной землей.
Рассказ «Р.В.С.» овеян романтикой гражданской войны. Бурная пора зримо
возникает уже на предшествующем тексту шмуцтитуле, оформленном Юрием
Михайловичем Даниловым выразительно и динамично. Драматизм суровой эпохи
художнику удалось раскрыть даже в простых бытовых эпизодах, вроде игры детей возле
старых сараев, мрачно чернеющих на краю села. Приближающейся опасностью,
тревогой проникнут и страничный рисунок с фигурками ребят близ покосившихся
строений с одиноким могильным крестом.
Исключительно ценно для художника детской книги умение передать характер
маленьких героев. Главные герои произведения, Димка и Жиган, изображены здесь
вполне индивидуально – у каждого свой характер. Это весьма существенное
обстоятельство, так как опыт иллюстрирования повести свидетельствует, что именно
детские портреты оказывались «камнем преткновения» для большинства авторов
предшествующих рисунков – в них юные персонажи напоминали братьев-близнецов. На
страницах сборника «Гайдар – детям» героев трудно спутать, что важно для детской
книги.
Юрий Михайлович Данилов уделял большое
внимание
разнообразному
и
эмоциональному
изображению событий и пейзажей, а также связи их с
литературной основой.
Нельзя не сказать и об интересном портрете
Аркадия Гайдара, созданном для этого сборника. Во
внешности писателя художник уловил и передал то, что
отмечали современники в его характере: «в нем было
что-то детское». Тонко подчеркнуты прямодушие и
жизнерадостность, свойственные прозаику. Образ
писателя-воина дополнен простым и лаконичным
рисунком на переплете книги – изображением полевой
сумки и цветущих веток.
Уместны и продуманы концовки к тексту рассказа
«Р.В.С.» и на корешке супер-обложки – кавалерийская
шашка и буденовский шлем – завершающие общий
графический замысел.