Творческий путь

Творческий путь выдающегося советского писателя Евгения Ивановича Носова начался в 1946 году в Казахстане, где он работал сначала художником, а затем корреспондентом "Семиреченской правды" в городе Талды-Курган. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Е.Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С. Тургенева, И.А. Бунина и Н.С. Лескова. Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П. Астафьев, В.И. Белов и Б.А. Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960—1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей.

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы – военная и деревенская.

В 1957 году – первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе. Рассказ показывает, насколько все дети одинаково чисты и доверчивы. Как хочется им, чтобы в их жизни оставалось место чуду. Основная мысль в том, что в жизни всегда есть место прекрасному, к которому тянутся и стремятся люди. Об этом говорит поведение маленького возницы Евсейки, который вызвался подвести автора рассказа со станции на МТС. Увидев необыкновенно красивую радугу, мальчик разбудил своего пассажира, чтобы тот тоже полюбовался на прекрасное явление природы и чуть не загнал лошадь, пытаясь догнать радугу. А когда, проезжая по селу, выяснил у встречного мальчонки, что тот радугу не видел, хотя она прошла сквозь село и преобразила его своими красками, искренне огорчился за мальчика. И хоть мальчик выполняет уже взрослую работу, и ведёт разговоры на уровне взрослого человека, все равно в душе остаётся маленьким ребенком, который мечтает поймать радугу.

В рассказе «Живое пламя», написанном в 1957 г., автор повествует о маках, как символах памяти о тех, кто погиб на фронтах войны. Невозможно остаться равнодушным к судьбам тех, кто сгорел в огне войны, как вспыхнувший факел, как маки, ради того, чтобы мы жили сейчас на этой земле. Маки – память о сыне тёти Оли, который не вернулся с войны. Он навсегда в сердце матери, его портрет висит в горнице, сын всегда рядом с мамой. Ведь все, кто пал на войне, - живы. Они живут в нашей памяти.

В 1959 году он написал прекрасное произведение «Кукла» – это короткий, но проникновенный рассказ о человеческом сердце, не очерствевшем за годы войны. Своему рассказу автор дал очень краткое содержание: "Кукла" занимает лишь несколько страниц. Действие рассказа происходит через несколько десятков лет после войны. Произведение начинается с того, как рассказчик вспоминает небольшую деревеньку под Липино, куда он часто заезжал по служебным делам. Есть там местечко, где река образует глубокий омут с сильным течением, и в этом омуте водятся большие сомы – "хозяева реки". Часто сюда ходил в свободное время рассказчик порыбачить вместе с приятелем своим стариком Акимычем. Некогда там текла глубокая река, а ныне лишь «…кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта…». С первых строк читатель видит воплощение равнодушия к природе в современном обществе. Большинство людей так увлеклись новым миром технологических новшеств, что совершенно забыли о своем доме – окружающей среде. Что можно сказать про такое общество? Кульминация рассказа – это образ куклы, брошенной у дороги недалеко от школы. Эту игрушку, раздетую, оскверненную, истыканную сигаретными окурками показывает рассказчику перевозчик Акимыч, с которым они виделись когда-то у реки. Теперь же он работает сторожем школы, и каждый день видит ужасающую картину истерзанного атрибута детства. Акимыч говорит, что это далеко не единственный случай, что часто он видит подобное, и сердце его обливается кровью не только от того, что кукла так похожа на человека и так обезображена, но и от того, что люди совершенно не обращают внимания на это.

«Мост» (1962) – новая книга известного прозаика Евгения Носова. С большой любовью повествует писатель о каждом, кто прошел через его душу и сердце. Так написаны рассказы об Отечественной войне: «Шопен, соната номер два» и «Красное вино победы». Пафос рассказов – в утверждении неистощимого нравственного богатства и душевной щедрости народа.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru