Евгений Носов – детям

Помимо произведений, предназначенных для взрослых, Носов уделяет внимание и маленькой читательской аудитории, создавая для детей младшего и старшего возраста сборники рассказов «На рыбачьей тропе», «Где просыпается солнце?» и другие. Родился Евгений Иванович в трудовой деревенской семье и с детства полюбил природу речных заводей, лугов, полей и дубрав... Всё своё время он проводил в лесу, на реке, собирал грибы и ягоды, рыбачил. Будущий писатель учился видеть и слышать природу, интересовался названиями деревьев и трав, повадками зверей и птиц, тайнами рыбной ловли . А со временем он уже умел увиденное и услышанное мастерски изобразить на холсте, увлекательно о нём рассказать. Так появились на свет его произведения, которые с неослабеваю¬щим интересом читают взрослые и дети.

В 1957 был опубликован первый рассказ Е.И. Носова «Радуга» в областном альманахе с таким же названием, а уже в 1958 г. вышла первая книга рассказов «На рыбачьей тропе», с яркой картинкой на обложке - мальчик-рыбак с удочкой на берегу реки. Чтобы увидеть все то, о чем поведано в этой книге, нужно немало походить по нашей большой и красивой русской земле. В сборник вошел рассказ «Белый гусь».

В одном из ранних своих рассказов – «Тридцать зёрен» (1961) – Евгений Иванович Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к его окну: "Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать– в моей комнате. Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро. Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент подобрала зёрнышко номер два"... Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате. И писатель передаёт свой воображаемый разговор с этой птахой. Она удивляется многочисленным книгам в его кабинете: "Что такое книги?– Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек"... И в конце рассказа он говорит ей: "Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен"...

Сборник «Где просыпается солнце» (1965) привлечет читателя своей лиричностью и задушевностью, точностью деталей и меткими жизненными наблюдениями, ярким, образным языком.





В рассказе «Белый гусь» (1976) Евгений Иванович сожалеет, что нельзя птицам воинские чины присваивать, а то он бы дал своему герою, Белому гусю, адмирала! Этот гусь ценой жизни спас своих гусят, прикрыв крыльями от гибельного града. Белый гусь – поначалу задиристый, нападавший на всех подряд в деревне – показал себя прекрасным, мужественным отцом семейства: он не покинул луг, где были его гусенята, когда начался сильный град, а спрятал их всех под свои крылья. Все «желтые комочки» остались живы, а сам он погиб под ударами тяжелых градин. Друг писателя, Михаил Макарович Колосов, писал ему: «Сколько раз читаю твоего «Белого гуся» – столько плачу…». Рассказ учит ребят мужеству, учит защищать и оберегать тех, кто слабее.

Один из лучших рассказов писателя о природе – «Зимородок». Эта птичка прилетала на приваду его друга – так называется обустроенное постоянное место у каждого рыбака. Уезжая в отпуск, хозяин привады уступил ее писателю, сказав, чтобы он не обижал зимородка. На первой же рыбалке писатель вдруг увидел, что на его удочку села большая красивая бабочка. Она развернула крылышки и оказалась…птичкой. Она быстро привыкла к писателю, часто прилетала и прямо с удочки ныряла в воду за кормом. Птичка была очень красивая, с ярким опереньем, и ему казалось, что это заколдованная царевна и что в воде она ищет серебряный ключик от спрятанного на дне кованого сундука… А однажды вдруг появился ястреб и, заметив зимородка, стремглав бросился на него, но буквально за секунду до, казалось бы, неминуемой гибели птичка голубой стрелой вонзилась в воду… Царевна была спасена. А потом как ни в чем не бывало, снова прилетела к рыбаку.

Рассказ «Таинственный музыкант» автор повествует о том, как будучи на рыбалке, совсем один, вдруг в полной тишине услышал мелодию, как будто кто-то играл на флейте. Он пригляделся и понял, что звук идет из маленькой раковины, лежащей на песке. Он поднял ее, и музыка прекратилась, положил обратно – тишина. Как ни поворачивал он ракушку – музыки не было. А была она оттого, что через раковину в определенном положении проходил ветер и издавал эту красивую мелодию. «Природу нельзя трогать грубыми руками», – делает вывод сам автор и учит этому нас. Другие рассказы Евгения Ивановича затрагивают тему детства в его творчестве, о котором он говорил: «Детство – пора серьезная». В рассказе «НЛО нашего детства» Носов вспоминает о том, как он, будучи подростком, вместе с друзьями наблюдал полет дирижабля над сеймским лугом, а потом летчики попросили ребят помочь сдуть воздух из шара. Для мальчишек это было, конечно же, большое удовольствие, а потом им еще и по значку подарили… Чужое брать нехорошо (об этом идет речь в рассказе «Красное, желтое, зеленое…») – урок, полученный от матери Полины Алексеевны, которой поручили продавать хлеб. Мальчик пришел в магазин за хлебом: продавщице самой не разрешали брать его– очередь, душно, мальчик голоден, он попытался накрыть ладошкой и взять «махотулишный» кусочек хлеба, «меня не будут ругать, ведь это ж мамка моя» – думает он. Но мать ударяет его по руке ножом (плашмя, чтобы не поранить) – предупредить, что это недопустимо. Тогда он обиделся и убежал из магазина, но когда подрос, все понял. Всё творчество Е.И. Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества - его большая жизнь, о которой он сам пишет в автобиографии очень сдержанно, кратко, но так же, высокохудожественно, как написаны все его произведения.

Евгений Иванович говорил, обращаясь ко всем школьникам: «Как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном, большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь – для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние, неведомые страны – вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки... Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни».

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная система библиотек города Курска
© www.mkukcbs.ru