Курск театральный
Пётр Ильич Чайковский и театр Драматический театр занимал в жизни Петра Ильича Чайковского исключительное место, был предметом постоянного интереса как в России, так и во время пребывания в других странах. Любовь к театру возникла в юные годы. Родные и близкие сохранили воспоминания о любви композитора к домашним спектаклям, о его стремлении испробовать себя на поприще актерском, любительском. В ранней молодости он увлекался трагедией, пьесами Расина, декламировал монологи, которые знал наизусть. Играл он в домашних спектаклях и комедийные роли, например, помещика в «Барышне- крестьянке». Позже, в Каменке, в семье сестры, он выступал устроителем и режиссером домашнего театра. В Петербурге, в Михайловском театре, выступала замечательная французская драматическая труппа, и ученики - правоведы не пропускали ни одного нового спектакля. Позже Чайковский стал постоянным посетителем парижских театров, поклонником таланта прославленной Сары Бернар. С переездом в Москву в 1866 г. у Чайковского начался новый этап в театральной биографии. Впервые попав в Малый театр, пережитый восторг не забывал никогда. Успех Малого театра был связан с постановкой пьес великого драматурга А.Н. Островского. Это имя было Чайковскому уже знакомо: его консерваторская оркестровая увертюра была написана на сюжет «Грозы». Островский был главой Артистического кружка, объединившего актеров, литераторов, музыкантов. С именем Островского связан и первый опыт работы Чайковского для драматического театра: отдельные номера к драматической хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867), поставленной в Малом театре. Спустя пять лет в содружестве с Островским была создана «Снегурочка». Пьеса не имела большого успеха, хотя в спектакле участвовали известнейшие артисты: М. Н. Ермолова (Весна), Г. Н. Федотова (Снегурочка), Н. А. Никулина (Купава), И. В. Самарин (Берендей), В. И. Живокини (Бермята). Но музыка очень понравилась и публике и критике. Исполнялись в концертах и отдельные номера из «Снегурочки». В 1891 году в московском «Театре XIX века» - на Театральной площади сказка была поставлена полностью. Музыка к «весенней сказке» стала вершиной творчества Чайковского в области драматического искусства. В 1886 году композитор пишет музыку к монологу Домового для пьесы «Сон на Волге» («Воевода»). Последний опыт работы Чайковского для драматического театра: музыка к «Гамлету» Шекспира в постановке французской труппы, для прославленного актера Люсьена Гитри.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ5OTk3