Курск театральный
Художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969) Александр Александрович Дейнека (1899-1969) советский живописец, монументалист и график, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 гг. Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский. Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творчество Дейнеки проявилось на первой крупной выставке в 1924 г. (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 гг. членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 г. появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ5OTk3